Главная > История, Чтиво > Про национализм и имперство

Про национализм и имперство


Несколько империй существовало в мире в начале ХХ века. У них были общие черты, но у каждой были и черты оригинальные. Российская империя была похожа более всего на Оттоманскую своей военизированностью. «Государство-гарнизон», «государство-орда» угрожало соседям и подавляло всякие свободы внутри страны во имя победы. Личное начало подавлялось на всех уровнях, как и в любой казарме. Как и всякий милитаризм, российский или оттоманский считал себя спасителем мира (начиная с соседей) от зла.

Общим для этих империй было неприятие идеи нации, в Европе Нового времени ставшей рамочной для развития свободы. Национализм неприемлем для орды, растворящей в себе словно в царской водке любые индивидуальные черты — групповые или личные. Идея нации осталась в зародыше, что проявилось в раздвоенности обозначений: «русский» и «российский». В Турции этому соответствовало «турецкий» и «оттоманский». «Российский» и «оттоманский» подавляло «русское» и «турецкое». Напротив, противопоставление «английского» и «британского» в Англии скрывало за собой рост «английского» и умаление безличного «британский».

Российская империя стала резко отличаться от Оттоманской в результате политики Петра I: уменьшилась роль религии, были введены западные культурные модели. Европеизация не затронула сути российской жизни, она преследовала заимствовать западные экономические достижения, чтобы не отстать в военном отношении.

В начале ХХ века две империи поменялись местами. Турецкая империя пошла по пути европеизации, причём достаточно глубокой. Имперская идея была ликвидирована, началось формирование турецкой нации в сугубо западном значении термина. Был упразднен халифат и с ним религиозные обоснования милитаризма и империализма.

Российская империя не только не прекратила своё существование, но сумела победить европеизацию. Народные движения 1905 и 1917 года были немыми, говорили и распоряжались от имени народы люди, использовавшие языки западных идеологией. Но победил не «социализм», победил XVII век. Окончательно это стало в начале XXI века. Ленин, Сталин и так далее до Путина, — не деятели модернизации, подобные Ататюрку. Это вожди низовой реакции, подобные Хомейни или Ахмениджаду. Западные термины прикрывали возвращение восточного коллективизма. Даже уничтожение крестьянских общин привело к победе русской крестьянской общины, этой первичной ячейки российского милитаризма. Просто тысячи общин слились в одну, численностью в 140 миллионов человек, равнодушие к личности и праву остались те же, что и в крестьянской общине. «Коллективизация» была именно тем, что заключено в слове — страна превратилась в один огромный коллектив. Военный.

Процесс, конечно, далеко не завершён, но с каждым годом эскалация его ускоряется. С правления Путина произошло расставание и с западными словечками, орда, гарнизон возобладали уже не только на поведенческом, но во многом и на словесном уровне, возвратилось религиозное (квази-православное) обоснование милитаризма как мессианизма.

http://yakov-krotov.livejournal.com/564779.html

Реклама
Рубрики:История, Чтиво
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: