Главная > Uncategorized > Россию снова поведут по особому пути

Россию снова поведут по особому пути


Очередной, XI съезд партии «Единая Россия» завершен. Центральным событием стали выступления лидеров государства — премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева. А основным итогом — то, что партия фактически официально провозгласила, что берет управление страной на себя, причем надолго и всерьез. Единороссы уже претендуют на воспитание нравственности у россиян и новое противостояние с Западом и говорят о себе как о руководящей и направляющей силе, которая поведет страну по особому пути.

Форум был посвящен главным образом формулированию идеологии «Единой России». Обсуждение нового программного документа возглавил председатель партии Борис Грызлов, объявивший, что отныне идеологией единороссов официально является российский консерватизм. Если еще несколько лет назад по этому вопросу шли дискуссии, то теперь «Единая Россия» окончательно встала на рельсы суверенной демократии. Заявить об этом стало возможным после того, как в лагерь «суверенов» перешел и президент Медведев, подтвердивший в ежегодном послании, что одобряет особенности российской политической системы.

Как заявил член высшего совета партии Андрей Исаев, на самом высоком уровне до последних часов перед съездом еще шел спор, объявлять ли консерватизм официальной идеологией «Единой России» или нет. Решили объявить. Еще десять лет назад, говорит Исаев, не решились бы: «Что было консервировать? Остатки большевизма? Разруху девяностых?» Консервировать, таким образом, решили достижения эпохи президентства Путина. Это, конечно, не очень вяжется с речами Медведева, говорившего о проблемах этих лет — коррупции, экспортной зависимости и апатии гражданского общества. Единороссы тем не менее полагают, что настало время со всем этим бороться, то есть модернизировать страну постепенно, без застоев и революций, как выразился один из них.

Главным объектом консервирования можно, безусловно, назвать сложившуюся в России политическую систему. «Единая Россия» на съезде заявила о себе как о руководящей и направляющей силе. «Многопартийная система в России в целом сложилась», — подтвердил Медведев. Борис Грызлов развил тезис: «Остальные партии в стране недееспособны». То есть власти открыто заявили, что создали в стране систему, в которой все партии, кроме одной, недееспособны, и полностью этим удовлетворены. Все, кроме единороссов, в принципе отодвигаются от участия в управлении государством, а народ займется модернизацией под очередным мудрым руководством.

«Нет ни одной общественной силы, которая не хотела бы модернизации. Только наша партия может обеспечить ненасильственную модернизацию», — сформулировал Андрей Исаев. Собственно, это и есть консерватизм по-единороссовски — сохранить исторические традиции, выявить все лучшее и развиваться не радикальными путями, как выразился Борис Грызлов. Взять все хорошее, отказавшись от плохого — похожие мысли были популярны в конце 80-х, когда многие люди, не требуя развала СССР, утверждали, что коммунистическое учение оказалось искажено, и предлагали вернуться к истокам ленинского учения. Очевидно, что лидерство «Единой России» означает реванш тех умеренных реформаторов.

Партия уже говорит от имени народа. Левые, говорит Исаев, борются за успех одного класса в ущерб остальным, правые — за права личности. Это не устраивает единороссов, потому что при столкновении интересов государства и личности или личности и морали приоритет отдается личности. А «Единая Россия» намерена бороться за интересы всего народа, достигая общественного консенсуса по всем направлениям. В модернизацию должны включиться все: «России не нужны параллельные центры власти, а нужны штабы модернизации, встроенные в действующую вертикаль власти, — заявил директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. — Партия — основа национальной модернизационной коалиции».

Единороссы уже не опровергают сходства своей партии с КПСС. Они уже готовы взять на себя воспитание граждан, ведь для модернизации им необходимо подготовить подходящий народ. Сегодняшний уровень свобод для большинства достаточен, констатировал политолог Сергей Марков. Он рассказал об основах российской модернизации — это упор на российскую нравственность и представления о добре и зле, это единство народа, это цивилизационные особенности («Мы — и Европа, и Евразия, и православие, и ислам».). К особенностям же именно российской модернизации, по мнению Маркова, безусловно должна относиться «большая роль государства в промышленной политике и формировании образа жизни» и «возрождение нравственных образцов».

О необходимости воспитания нравственности много говорили и другие участники обсуждений. Их высказывания можно свести к тому, что пора противопоставить имманентно присущую россиянам духовность тлетворному влиянию Запада и влиять на телевидение. «Мы можем привести список ценностей, под которыми подпишутся все. Надо сделать модными традиционно присущие нам русские ценности, такие как честь и достоинство», — заявил от лица молодежи депутат Госдумы Руслан Гаттаров. «Западные ценности позволяют оправдать все, что угодно, главное — кто лучше говорит», — возмущался руководитель Центра социально-консервативной политики Юрий Шувалов (на первый взгляд могло показаться, что подобные слова касаются председателя Центризбиркома Владимиру Чурову, но, конечно, чуровские оправдания по поводу фальсификаций на выборах — вовсе не западные, а сугубо российские ценности).

«Наш человек хотел бы иметь экономическую свободу и жить в обществе, где есть нравственность и общественные связи», — подытожил еще один участник обсуждения.

Ествественно, в рамках противопоставления российских ценностей западным нужно создать и свой собственный понятийный аппарат. Видимо, чтобы противопоставление выглядело более внушительным в глазах российского избирателя (ну или чтобы вообще хоть как-то выглядело). Дмитрий Орлов, например, призвал сформулировать национальный критерий среднего класса, не копирующий западные образцы. Отметим, что это очень продуктивный путь — несколько снизив планку, можно в любой момент объявить, что в России уже 60, или 70, или сколько угодно процентов населения относится к среднему классу, и тем самым утереть нос Европе. А Борис Грызлов уверен, что надо создать национальные рейтинговые агентства, которые бы присваивали российским банкам и предприятиям высокие рейтинги — выше, чем американским. Правда, не очень понятно, почему тогда лидеры и идеологи «Единой России» сплошь и рядом, говоря о проблемах, делали сравнения с западными показателями. Ведь можно, например, сформулировать национальные критерии демографии и уже не оглядываться на Запад, а говорить об особенностях нашей, национальной продолжительности жизни, вдвое меньшей, чем в Европе, зато более яркой и интересной.

От имени молодежи выступали молодые депутаты Руслан Гаттаров, Андрей Татаринов, Роберт Шлегель. Они горячо поддержали решения партии и правительства. «По опросам ВЦИОМ, понятия «Родина», «отчизна», «патриотизм» — самые популярные у молодежи. А слова «партия», «парламент», «деньги» — на последних местах», — подбодрил к действию Татаринов старших товарищей.

О том, какое развитие это может получить, дал понять гендиректор фонда «Центр политической конъюнктуры» Андрей Чеснаков, который уже предложил начать поиск врагов модернизации.

Правда, время от времени в череде выступлений пробивались и недоуменные высказывания. Не до конца еще, видимо, продумана концепция. Например, депутат Госдумы Андрей Макаров как раз предостерег от поисков врагов модернизации, так как это неизбежно, по его мнению, приведет к возвращению не самого приятного периода нашей истории: «Враг модернизации — очевидно, что враг страны, а значит враг народа», — заметил Макаров. Другой участник дискуссии скромно напомнил, что как раз к модернизации на основе инноваций призывал в свое время Михаил Горбачев. Да и молодежь, хоть и одобряет политику партии, как выяснилось, не совсем понимает тонкостей: «Какой консерватизм мы берем за основу?» — спросил Руслан Гаттаров. «А какое будущее у нас?» — задал вопрос Роберт Шлегель.

На этот вопрос ответил Борис Грызлов. Россия, сказал он, находится на первых местах в мире по запасам нефти, газа, леса и пресной воды, а значит, «России суждено в XXI веке определять ситуацию в мире». «Какие бы ни изобретались альтернативные источники энергии, нефть и газ в ближайшие десятилетия будут принадлежать к основным источникам энергии», — заявил он. И у присутствовавших как камень с души свалился.

Михаил Шевчук

http://www.zaks.ru

Рубрики:Uncategorized
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Оставьте комментарий